Здоровые дети - в здоровой семье

Приоритетом современной государственной политики России является охрана и защита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, продвижение в регионах здоровьсберегающих технологий. Дети должны стать активными участниками в реализации ЭТИХ важнейших социальных задач.

 

Закон  "Об образовании" (ст.18) возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью, все остальные социальные институты (в том числе школьные учреждения)  призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность.

Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан. Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье».

Здоровье и здоровый образ жизни. Основные понятия.

Здоровье, по определению ВОЗ, – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 – 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.

 

Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части – ЗОЖ и НеЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества.

Научно-технический прогресс резко изменил (и продолжает изменять) трудовую деятельность человека. В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а доля физического труда уменьшается. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, не получают физических нагрузок в необходимом (достаточном) объеме и качестве. Но организм человека по-прежнему нуждается в этих нагрузках. Следовательно, только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

Представляется, что нам необходимо более четко разобраться в самом понятии – здоровый образ жизни.

Ниже мы приводим некоторые из определений ЗОЖ, которые имеют место в литературе:

·         «Здоровый образ жизни – рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья».

·         «Здоровый образ жизни… можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья».

·         «ЗОЖ – это такая целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья, а также повышение адаптационных возможностей организма».

·         «Здоровый образ жизни – это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический».

·         «Под здоровым образом жизни… понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма».

·         «Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма».

·         «Здоровый образ жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально-профессиональных функций».

С нашей точки зрения, характер и целевая направленность понятия ЗОЖ предопределяется словом «здоровый». Прилагательное «здоровый», являясь производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего. В этой связи еще раз отметим, что здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Нам представляется, что в понятии ЗОЖ должны найти отражение такие положения, которые исторически сложились в нашем обществе, которые помогут четко определить и отделить ЗОЖ от его антипода – НеЗОЖ.

И, следовательно, речь должна идти о жизнедеятельности:

·         устремленной в будущее. ЗОЖ всегда был нацелен на решение глобальных проблем, связанных с обеспечением бесконечности человеческого бытия;

·         созидательной Следовательно, речь идет о жизнедеятельности, нацеленной на сотворение материальных и духовных ценностей, на обеспечение мира и благополучия, на воспитание подрастающего поколения, более подготовленного к жизни;

·         восстановительно-оздоровительной. После напряженного труда человек должен уметь полностью восстанавливать свои жизненные силы, постоянно проводить определенный минимум восстановительно-оздоровительных мероприятий, использовать для этого естественные силы природы – солнце, воздух, воду, красоты природы и так далее;

·         развивающей. Каждый человек должен научиться средствами физической культуры и спорта развивать и совершенствовать, укреплять и поддерживать свои физические качества и способности, свое здоровье.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение ЗОЖ.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

·         умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;

·         владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

·         постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

·         самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

 

«Здоровая семья — здоровый ребёнок»

 

          «Если хочешь воспитать своего ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

    В. А. Сухомлинский           

 

 На сегодняшний день забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции, ведь с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребёнка.

К сожалению, многие родители не могут служить для ребёнка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают проводить достаточное количество времени за просмотром телепередач, в итоге времени для занятий физкультурой, закаливанием, прогулкам на свежем воздухе не хватает.

 

Так что воспитание здорового ребёнка в семье должно начинаться со смены образа мышления и жизни родителей. Хотите здоровую семью - начните с себя.

 

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, а ведь для этого не так много и надо.

 

В первую очередь  -  благоприятный  психологический климат: ведь перебранки в присутствии ребёнка способствуют возникновению невроза.

 

Правильно организованный режим дня должен сочетать периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворять их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности…Кроме того, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает к определённому ритму. Основными компонентами режима дня являются прогулка и сон. Пребывание на свежем воздухе способствует повышению сопротивляемости организма к болезням. После активной прогулки у ребёнка всегда нормализуется аппетит и сон.

 

  Нельзя забывать и правильном питании. Здесь очень важно соблюдать определённые интервалы между приёмами пищи. Забудьте о выпечке, бутербродах на завтрак, приготовленных на скорую руку. Пусть ваш ребёнок с самого детства привыкает к здоровой полноценной пище. Ведь неправильное питание влияет на ребёнка куда более серьёзно, чем это может показаться.

 

Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счёт увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. К закаливанию относят: воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла, контрастное воздушное закаливание, хождение босиком, контрастный душ. Если мы хотим видеть своего ребёнка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры.

Основой рациона вашего ребенка должна статьздоровая пища. Согласованная с доктором диета позволит избежать излишней полноты, режим питания сбережёт здоровье от неприятных болезней, ограничение "перекусов” и питания всухомятку поможет желудку не заработать себе язву.

Телевизор и компьютер - ещё одна беда современной молодёжи. Мультики, игры и прочие развлечения сильно сокращают время, проводимое детьми на свежем воздухе, и сводят к минимуму возможность заниматься спортом. Не говоря уже о том, что всё это сильно влияет на зрение ребёнка. Так что следует следить за тем, сколько времени чадо проводит у экранов. Возможно, вам придётся прибегнуть к методу "кнута и пряника”, потому что дети не способны сами рассчитывать время и тем более не могут планировать свой день, по крайней мере, в младшем возрасте.

 

Однако самым лучшим способом воздействия на ребенка, самым простой и действенной возможностью воспитания здорового ребёнка в семье является родительский пример.

Помните, что дети всегда, даже подсознательно, стараются копировать родителей, и, если ваш образ жизни трудно назвать здоровым, никакие запреты не заставят ваше чадо отказаться от вредных привычек! Рассказывайте  ребенку о здоровой пище, делайте вместе зарядку - и он с радостью будет повторять всё за вами. Гуляйте с ним - и ребёнок с удовольствием бросит мультики ради прогулки. Станьте примером для своего малыша - и у него не будет проблем со здоровьем и лишним весом.

И не забывайте, что здоровая семья – это небосвод, на котором всегда светит солнце, взаимопонимание, уважение, любовь, дружба.

 

Здоровые дети - в здоровой семье.
Здоровые семьи - в здоровой стране.
Здоровые страны - Планета здорова.
Здоровье! Какое прекрасное слово!
Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!

 

Темы классных часов:

  1. Здоровые дети – в здоровой семье
  2. Спорт - основа здоровья!
  3. Рациональное питание как фактор сохранения здоровья
  4. «Здоровым быть здорово!»
  5. «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья!»
  6. Здоровая семья – здоровая нация
  7. «Здоровая семья — здоровый ребёнок»

 

Условия питания и охраны здоровья обучающихся

Отчет о проведенных уроках "Здоровые дети - в здоровой семье"

 

Информационно-методические материалы

В здоровой семье - здоровые дети.pptx

Анкета "Как вы питаетесь".docx

Поговорим о вредных привычках.pptx

Закаливание.ppt

Кодекс семейного здоровья.ppt

Спорт в нашей семье (Шестакова София 2 класс).ppt

Рациональное питание.pptx

Урок здоровья.ppt

 

 

Здоровья Вам и Вашим детям!

Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве